Святые благоверные
князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые
русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской
Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя
Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в
христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее
образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и
особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание
подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его
такой чести.
Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его
стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались
милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного
великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным,
обездоленным. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя
своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о
насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди
подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин.
Незадолго до своей смерти великий
князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов.
Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его
Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским.
Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов,
вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно
огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский
престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое
войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне
следует считать за отца!» Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил
искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата,
на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц.
Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться
и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть.
Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015
года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к
князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий
Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но
святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом
обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир
брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги
Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два
варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь
еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело
святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме
во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же
вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела —
Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба
по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя
Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча
святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от
Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых
благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без
сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых страстотерпцев была
принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит:
«Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые
братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей
к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под
угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10,
28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на
котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе.
«Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока
покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились
такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за
сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой
удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не
захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану:
«Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19). В 1019 году князь Киевский Ярослав
Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско
и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на
поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским
народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не
находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы
его исходил смрад.
«С того времени, — пишет летописец, —
затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения
междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло
единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога
даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны
многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, —
святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю
Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и
Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена
митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035). Великий князь Киевский Ярослав
Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года
непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого
Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время
храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много
чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и
внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил
исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились
отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал
совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный
пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским
Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было
посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых
братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.
Дата
празднования: 6 августа
Икона выполнена на натуральной деревянной доске, изготовленной
из массива мореного дуба. Образ откопирован с авторского списка методом.
получившим одобрение русской православной церкви. При окончательном
оформлении образа использовались специальные
фронтажные грунты, выравнивающие лаки и темперные краски. Венец и поля
иконы вручную украшены рельефным орнаментом и натуральным жемчугом.
К каждой иконе прилагается номерное свидетельство с полной информацией о ней. Каждая икона поставляется в подарочной шкатулке.
Размер иконы: 10х15 см - настольный.
Артикул: RTI-084.m
Икона - лучший подарок, потому что, даря икону, мы выражаем
человеку высшую степень христианской любви – пожелание спасения души.