Святитель Спиридон Тримифунтский
родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось
мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он
отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром
чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены,
в царствование императора Константина Великого (306—337), он был избран
епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа
жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству
церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I
Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим
философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала
всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ,
что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим
Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это
есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил
с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими
страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы
веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких
лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».
В результате беседы противник
христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После
разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал:
«Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я
выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал
все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст
этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали
бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если
кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе
со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог». На том
же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство
Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел
из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.
«Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,— сказал тогда святитель Спиридон, — так
и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Святитель с большой любовью заботился
о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а
непрерывные дожди — вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к
нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого.
Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала
бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга,
оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути
неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань!
Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж,
ради которого спешу». Воля святителя была исполнена и он благополучно перешел
на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил
святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь,
повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем»,
он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов,
возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого
пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй».
Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся
поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение
все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в
церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными
служителями, и не слыхали уже более небесного пения от чего пришли в великое
изумление.
Святой Симеон Метафраст, описатель
его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели
гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников»,— писал
близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории»
удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы
в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон
сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду
поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в
определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в
доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем,
приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол
странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же
последний, называя себя христианином, отказался, — тот прибавил: «Тем менее
надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)».
Другая история, сообщенная Созоменом,
также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного
урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам
он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог
взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и
отчета. Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили
похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут
же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к
стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго
уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом.
Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно
вы бодрствовали».
Часто уподобляют святого Спиридона
пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших
острову Кипр, шел дождь: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца.
Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и
многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю
дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся,
великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный
низвел еси».
Все житие святителя поражает
удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По
слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.
Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ,
по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого.
Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть
сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель
сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель
ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем
возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
В праведности и святости прожил
святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (ок. 348
года). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем
Николаем, архиепископом Мирликийским. Мощи его покоятся на острове Корфу в
церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме).
Дата празднования: 25 декабря
Икона написана на натуральной деревянной доске, изготовленной
из массива мореного дуба. Для написания образа использованы специальные
фронтажные грунты, выравнивающие лаки и темперные краски. Венец и поля вручную украшены орнаментом.
К каждой иконе прилагается номерное свидетельство с полной информацией о ней.
Размер иконы: 42х29 см - большой.
Артикул: RTI-769.m
Икона - лучший подарок, потому что, даря икону, мы выражаем
человеку высшую степень христианской любви – пожелание спасения души.